Чтобы вывести бизнес в онлайн, сначала вы придумываете красивый и запоминающийся адрес сайта: перебираете в голове комбинации, стараетесь задействовать название бренда или компании, продумываете, как будет звучать адрес. И вот наконец находите «тот самый» вариант и готовы его купить. Но в последний момент случается непредвиденное: идеально подходящий вам домен уже зарегистрирован и продается за кругленькую сумму.
В такие злые игры обычно играют киберсквоттеры. Кто это такие, чем занимаются, а также как избежать киберсквоттинга, рассказали наши коллеги из REG.RU.
Кто такие киберсквоттеры и откуда появились
Киберсквоттер — это тот, кто регистрирует лаконичные, красивые доменные имена, либо домены, содержащие торговую марку существующей компании, а затем перепродает их за большие суммы.
Несмотря на то, что киберсквоттинг (cybersquatting) — один из видов предпринимательской деятельности в интернете, у большинства он ассоциируется с мошенничеством, шантажом, пиратством и недобросовестными сделками. И это неудивительно: обычно киберсквоттеры выбирают самые «вкусные» адреса, зная, что они точно будут интересны другим пользователям, а затем выставляют заоблачные счета. Или регистрируют созвучные с брендом известных компаний веб-адреса, которые затем могут перекупить мошенники уже другого класса (например, с целью фишинга).
Киберсквоттинг появился в тот же период развития интернета, когда зарегистрировать доменное имя могли уже не только государственные организации и правоохранительные органы, но и те, кто просто хотел создать сайт. Например, в США у регистратора Network Solutions можно было приобрести домен бесплатно. Ещё тогда «интернет-предприниматели» не стали упускать свой шанс и «забронировали» топовые с точки зрения звучания и продвижения адреса. Поэтому когда реальные бизнесмены и пользователи занялись поиском хороших адресов, то обнаружили, что лучшие уже заняты.
Киберсквоттеров (а в России их называли хапперами) не остановило даже то, что регистрация доменов стала платной. С перепродажи вполне реально можно выйти в плюс даже в современных реалиях.
Важный момент — не стоит путать киберсквоттеров с домейнерами. Последние ведут себя лояльнее и выбирают для перепродажи только яркие, простые адреса (orange.com, сoffee.ru и другие). Домейнеры не мешают бизнесам напрямую.
Кроме того, зарегистрировать, а затем выставить на аукцион или в Магазин доменов нужный адрес раньше вас может и обычный пользователь. Некоторые выставляют на продажу домен после того, как закончился краткосрочный проект и сайт стал неактуален. Если домен уже занят, но на нём ещё не создан сайт, можно связаться с регистратором и попробовать перекупить его.
Классификация киберсквоттинга
Можно выделить несколько видов киберсквоттинга:
- Брендовый. Спекулянты используют название уже существующего бренда или веб-адреса и слегка «модернизируют» его. Так, если адрес сайта dodopizza.ru, то «на мошенническом» это может быть dodopizza.kz или pizzadodo.рф. В целом с таких «сделок» можно получить хорошую прибыль. Однако, если пострадавшая компания обратится в суд, то для мошенника шанс заработать сводится к минимуму.
- Тайпсквоттинг. В этом случае регистрируют домены, созвучные с названиями популярных брендов и торговых марок, но с опечатками. Например, если основной домен site.ru, то спекулировать могут с помощью доменов sitte.ru или sitеe.com. Компании стараются как можно быстрее разбираться с такими «двойниками», ведь пользователи не всегда замечают разницу. Этим пользуются злоумышленники и создают фишинговые страницы.
- Отраслевой. В этом случае цель киберсквоттеров найти домен, который будет повторять название предмета или объекта, например диван.ru или фрукты.рф. Такие адреса очень востребованы на рынке доменов и на аукционах. Дело в том, что их «любят» поисковые системы, поэтому сайты с такими веб-адресами проще продвигать в топ поисковой выдачи.
- Именной. Отличается тем, что в названии домена используют имя и фамилию известной личности (например, angelinajolie.info) или частного лица. Отсудить право на такой домен достаточно непросто — киберсквоттеры пользуются тем, что одинаковые имена встречаются довольно часто.
- Географический. Домены из этой категории содержат названия географических объектов, областей, населенных пунктов или похожих на них наименований. Например, петергоф.info или нижний.рф. Такие адреса могут заинтересовать туристические службы и агентства, которых с каждым годом становится всё больше. Количество свободных доменов сокращается — на чем и пробуют нажиться спекулянты.
- Премиум. Это домены, состоящие из 1-3 символов — рай.рф, cat.com. Сейчас свободные премиум-домены можно найти только в зонах New gTLD и то за немалые суммы. Поэтому перехватить, а уж тем более продать такой домен для киберсквоттера — мечта.
Киберсквоттинг — это законно или пиратство?
В Российском законодательстве нет прямых упоминаний о киберсквоттинге, ведь на регистрацию свободных доменов и их перепродажу нет ограничений. Даже когда очевидно, что суть подобных действий — спекуляция. «Придраться» можно только в том случае, когда киберсквоттеры напрямую нарушают закон об интеллектуальной собственности.
Компании, которые столкнулись с подобными, могут обратиться в ВОИС (на английском WIPO) — Всемирную организацию интеллектуальной собственности. В ней выносятся решения исходя из Единой политики рассмотрения споров о доменных именах (на английском UDRP). Чаще всего ВОИС удовлетворяет иски в следующих случаях:
- компания зарегистрировала торговую марку до того, как злоумышленник зарегистрировал соответствующий веб-адрес;
- имя домена соотносится с регионом, в котором запланирован старт проекта.
Также на решение может повлиять тот факт, что домен действительно покупался для перепродажи (например, по этому адресу никогда не было сайта), а также другие нюансы. Поэтому сейчас организации, которые подверглись нападкам киберсквоттеров, стали все чаще выигрывать суды и получать необходимые веб-адреса.
Чек-лист: как защититься от киберсквоттинга
Конечно, не все компании хотят открывать судебные процессы — иногда быстрее и проще заплатить. Если момент упущен, а адрес нужен прямо сейчас, можно согласиться даже на большую сумму выкупа.
Если всё-таки вы не хотите спонсировать неблагожелателей, соблюдайте меры предосторожности. Ниже несколько основных советов, как уберечь себя от мошенников.
- Регистрируйте товарные знаки. При этом не только свои, но и схожие по звучанию. Если сделать это раньше, чем мошенники зарегистрируют нужный вам домен, у вас однозначно будет преимущество в случае судебных споров.
- Держите в тайне проекты, которые хотите запустить. Делайте анонсы только в тех случаях, когда всё уже готово — зарегистрирован товарный знак, оформлены документы и куплен веб-адрес.
- Вовремя продлевайте домены. Это снижает шансы на то, что ваш домен перехватят злоумышленники и будут использовать его в своих целях.
- Выбирайте сразу несколько доменов. Если вы планируете запускать крупный интернет-проект, лучше зарегистрировать сразу несколько созвучных доменов — они пригодятся, если в будущем вы захотите расширяться или использовать дополнительные страницы.
- Заходите на онлайн-аукционы и в магазины доменов. Если злоумышленник обратился с, мягко говоря, не выгодным вам предложением напрямую, сначала познакомьтесь с другими вариантами на рынке. Возможно, там найдется подходящий вам адрес по более интересной цене.
⌘⌘⌘
Если вы хотите развивать свой бизнес в онлайне, не забудьте позаботиться о безопасности. Помните о регистрации товарных знаков и о своевременном продлении доменов. Тогда никакие интернет-пираты не испортят ваши планы.