Оптимизаторы часто недооценивают влияние на успех в продвижении такой составляющей сайта, как юзабилити. Объектом их внимания обычно становятся, в первую очередь, текстовые факторы и ссылочный профиль сайта.
Более опытные уделяют внимание также поведенческим факторам, стремясь создать условия для удержания посетителя на сайте и добиться от него выполнения каких-то целевых действий. При этом сайт наполняется всевозможными кнопками, ссылками, призывами, ведущими пользователя к одной цели, а удобству пребывания на сайте придаётся меньшее значение. Связано это с тем, что приоритетом является получение трафика из поисковой выдачи и его быстрая конвертация.
При таком подходе оптимизатор считает лишним заботу об удобстве перемещения посетителя по страницам сайта. Между тем, хорошее юзабилити способно значительно улучшить поведенческие факторы сайта, а следовательно, и его ранжирование в выдаче поисковых систем. Следовательно, юзабилити имеет самое прямое отношение к профессиональному SEO.
Что стоит понять:
• SEO-мероприятия приводят пользователей на сайт из поисковой выдачи.
• Юзабилити удерживает на сайте пришедших пользователей и, улучшая поведенческие метрики, способствует лучшему ранжированию по всему пулу запросов.
Как это работает?
Поисковые системы стремятся дать пользователю максимально подходящий ответ в рамках определенного поискового запроса. Высокие позиции в поисковой выдаче отводятся тем сайтам, которые хорошо справляются с этой задачей.
Действия пользователя на сайте и становятся основой оценки поведенческих факторов сайта. Если сайт удобен, имеет логичную навигацию, пользователю интуитивно понятно, куда идти, а в нужные моменты он получает подсказки, то поведенческие факторы сайта будут лучше. Ясно, что наилучшая поведенческая модель будет на сайтах с хорошим юзабилити.
Поэтому если раньше основная работа SEO-специалиста велась над техническими аспектами, текстовой оптимизацией и наращиванием ссылочной массы, то теперь мало просто привести пользователя на сайт, нужно ещё сделать так, чтобы здесь ему было комфортно, и он быстро находил то, что ищет.
Как же этого добиться?
Основы хорошего юзабилити
Юзабилити в современном виде — понятие более широкое, чем просто удобная навигация. Это целый комплекс составляющих, который влияет на удобство пользователя. Соответственно, от любых элементов, вызывающих дискомфорт, раздражение или недоумение, следует избавляться.
1. Проверяем неработающие ссылки.
Да, вместо отсутствующих страниц современные CMS отдают документ со статусом 404. Это лучше, чем просто отдать пользователю ошибку или пустой документ. Но это хуже, чем отдать то, что пользователь ищет. Перейдя по ссылке и угодив на несуществующую страницу, пользователь чувствует себя обманутым и реагирует соответствующим образом — закрывает документ. В статистике сайта это приводит к росту показателя отказов, а это, в свою очередь, ухудшает поведенческие метрики. Если ссылок на отсутствующие документы становится слишком много (а в некоторых случаях «слишком много» это всего навсего один-два документа), то сайт будет терять позиции.
2. Качественный контент.
Хороший контент тот, который отвечает на запрос пользователя. Здесь всё то же самое — не найдя ответа, пользователь возвращается в выдачу и переходит на другую страницу. Следовательно, необходимо позаботиться о том, чтобы продвигаемый по запросу документ содержал не просто набор ключевых фраз, а полноценно отвечал на запрос. Более того, нужно обращать внимание на удобство восприятия контента. Восприятие в основном зависит от элементов сайта, на которых был сделан акцент, а также способах обеспечения контрасты между отдельными элементами страницы.
3. Понятная структура навигации.
Для человека, пришедшего на сайт, должно быть очевидно, на какую ссылку или кнопку ему нужно нажать, чтобы перейти туда, где он сможет реализовать цель, с которой пришёл. Нельзя бесконечно рассчитывать на то, что поисковая система сама укажет нужный документ. А если человек зашёл из закладок? А если, попав на сайт, он хочет получить информацию по смежному вопросу? Если пользователь легко ориентируется на вашем сайте, то поведенческим метрикам это пойдёт на пользу.
Здесь, между прочим, нужно рассчитывать и на продвинутых пользователей: понятная структура URL'ов часто упрощает для такого пользователя перемещение по сайту.
4. Скорость загрузки.
Необходимость быстрой загрузки объяснять, пожалуй, не нужно. Но следует остановиться на том, что сегодня замедляет скорость загрузки документа. Если полтора десятилетия назад, когда не всем был доступен быстрый канал Интернета, загрузка тормозилась, в основном, тяжёлыми картинками, то сейчас ограничения чаще диктуются ресурсами компьютера пользователя. Не следует перегружать документы разными сценариями: на некоторых компьютерах и мобильных устройствах они удлиняют загрузку страниц даже не на десятки секунд, а на минуты. И в любом случае, при вставке в документ сценариев, используйте асинхронный код, который позволяет загружаться другим элементам страницы независимо от него.
5. Оптимизация HTML-кода.
Прежде всего, код написанный с ошибками, мешает алгоритмам поисковых систем определять важные места в тексте. Кроме того, некоторые браузеры могут интерпретировать неоптимизированный код не так, как это предполагает вебмастер. В результате пользователь может увидеть документ совсем не в том виде, в котором необходимо. Кроме того, избыточное форматирование увеличивает время загрузки документа — фактор весьма важный и напрямую влияющий на ранжирование.
6. Описание изображений.
Многие недооценивают значение атрибутов alt и title при размещении изображений. Между тем, первый оказывается очень ценным, если по каким-то причинам изображение не загрузилось, а второй можно использовать для полноценного описания графического элемента, который виден пользователю при наведении на него курсора мыши. В атрибут alt следует включать ключевые слова: тогда документ, как минимум, будет лучше ранжироваться в поиске по картинкам.
7. Адаптивность.
Адаптивный дизайн — насущная задача нашего времени. Не исключено, что развитие браузеров, языка HTML и средств форматирования web-документов через несколько лет избавит вебмастера от необходимости заботиться о корректном выводе документов на мониторах с разными разрешениями, но сейчас вёрстка сайта должна давать возможность адаптации под любые устройства и браузеры — это тоже часть профессионального юзабилити.
Резюме
Сайт с хорошим юзабилити будет иметь более низкий показатель отказов. Пользователи, зашедшие на него в поисках ответа, не будут возвращаться в поисковую выдачу, что поисковые машины трактуют как свидетельство положительного опыта.
Поэтому юзабилити сайта влияет на ранжирование сайта если и не прямо, то опосредовано через поведенческие факторы. Значит, для лучшего ранжирования нужно делать удобные сайты с логичной навигацией и полезным контентом.
Для успешного продвижения сайта и юзабилити, и SEO-мероприятия должны быть на высоком уровне.