SEO-специалист (специалист по продвижению) — это человек, который занимается продвижением сайта в поисковых системах Яндекс и Google. Результатом продвижения может быть увеличение трафика или рост заказов за счет попадания сайта в ТОП поисковых систем.
Наши партнеры, агентство Kokoc.com рассказали, как выбрать хорошего SEO-специалиста, что он должен знать и уметь, и сколько стоит эта услуга.
Как выбрать SEO-специалиста
Для начала немного страшного (но, к сожалению, жизненного). Спросите специалиста, как он собирается работать над сайтом, какие шаги будет предпринимать, какие KPI ставить и как отчитываться. Попросите кейсы успешной работы с другими клиентами. Бегите, если он говорит:
- Продвигаться будем только по высокочастотным запросам — так надежнее.
- Я вам обещаю и клянусь — через месяц выйдем в ТОП-3! Нет, в ТОП-1!
- Что у вас — автобизнес? Не работал с таким, но это неважно — SEO всегда одно и то же.
- У меня нет вопросов, скорее дайте денег.
- А у меня все кейсы под NDA, не могу показать.
- Какие KPI и отчеты? Я не привык так работать, верьте на слово!
- Вот тут сайт немного неудобный — но ничего, посетители проглотят.
- Я вам накручу поведенческие, и все будет в шоколаде.
Такое письмо придет, если специалист накрутил поведенческие факторы. Позиции сайта понижены
Сталкивались с подобным? Сейчас объясним, почему от таких «профи» нужно держаться подальше. Хороший опытный специалист всегда:
1. Пользуется белыми методами: никаких накруток и массовых закупок, только комплексная планомерная работа над сайтом.
2. Понимает, что для получения максимального числа конверсий надо продвигаться по всем группам запросов, а не только ВЧ.
3. Никогда не обещает лишнего. Он слишком хорошо знает, что результат в SEO зависит от многих факторов.
4. Знает, что SEO для разных ниш бывает разное, и в каждом случае выстраивает стратегию продвижения.
5. Задает вопросы, анализирует бизнес клиента, потом уже выдвигает гипотезы и строит KPI. Например, без анализа невозможно определить, по каким KPI лучше продвигаться: по позициям, трафику или лидам.
6. Без проблем показывает кейсы, пусть даже под NDA. Сам заинтересован в том, чтобы убедить клиента в своей компетентности.
Идеально, если кейсы разбиты по отраслям и нишам
7. Объясняет все максимально прозрачно, готовит отчеты и объясняет, что и для чего делает.
8. Думает не только о клиенте, но и о пользователях. В конце концов, именно для них и запускается SEO: чтобы они пришли на сайт и превратились в клиентов. А значит, нужно думать об их удобстве в первую очередь.
Если SEO-специалист всего этого не делает, значит, он либо не профессионал, либо новичок. И это касается любого специалиста в сфере интернет-маркетинга.
Что должен знать и уметь SEO-специалист
Теперь рассмотрим конкретные навыки.
Основные профессиональные навыки
- Понимание алгоритмов поисковых систем — в основном Яндекс и Google. Это и знания о ранжировании сайтов, и об индексировании, и о фильтрах, которые могут наложить поисковики.
- Знание основ SEO: особенностей внутреннего и внешнего продвижения сайта, технической оптимизации.
- Умение работать с разными CMS.
- Умение пользоваться специальными сервисами для сбора семантики, анализа конкурентов, исправления ошибок, мониторинга, веб-аналитики и т. д.
Опытный SEO-специалист с закрытыми глазами угадает, что это за сервис
- Умение разработать техзадание для копирайтера, вебмастера, дизайнера. Эти специалисты обычно работают в связке.
- Знание основ юзабилити, UX и UI, чтобы сделать сайт удобным для пользователя.
- Знание интернет-маркетинга и понимание, что SEO — только один из каналов онлайн-продвижения, пусть и эффективный.
- Умение разбираться в механизме маркетинга в целом.
И это лишь основные качества — так сказать, база. Хорошие специалисты постоянно прокачиваются и расширяют свои компетенции.
Обязательные личные качества
- Способность к анализу, логическое мышление. SEO-специалисту приходится анализировать и сопоставлять большое количество информации.
- Бизнес-мышление. Хороший специалист никогда не работает по шаблону «дайте денег, а там что-нибудь придумаю». Он старается качественно оказать услугу, а уж потом получить за нее оплату. Понимает, что они с клиентом в одной упряжке: оба приносят друг другу пользу и выгоду.
- Адаптивность, стремление развиваться. Особенно это актуально во времена перемен, когда digital постоянно меняется. Взять 2022 год: многие соцсети заблокировали, Google отключил рекламу. Профессионалы быстро взяли себя в руки и предлагают клиентам новые SEO решения.
- Умение работать в команде. Как уже говорилось, один специалист мало что сделает — ему в помощь копирайтеры, вебмастеры, разработчики и т. д. В такой команде недопустимы разброд, ссоры и непонимания. Даже с клиентом нужно коммуницировать и постоянно решать рабочие вопросы.
- Организаторские способности. Нужно быть своего рода проджект-менеджером, чтобы работа велась четко по плану.
Конечно, без знаний профессиональных основ даже самый коммуникабельный и ответственный логик не выведет сайт в ТОП. Однако профнавыкам можно научиться, а вот перекроить себя намного сложнее.
Обязанности SEO-специалиста
И вот вы нашли специалиста — фрилансера или агентство, который обладает всеми этими навыками. Теперь посмотрим предметно, что он должен делать и какую пользу вы от этого получите.
1. SEO-аудит. Специалист оценивает сайт по ряду признаков, которые влияют на продвижение (видимость сайта, возможные ограничения, проблемы с индексацией, фильтры и т.д.), проводит первичный анализ технического состояния.
2. Анализ и составление стратегии. Нужно проанализировать основных конкурентов в нише, ссылочный профиль сайта, основные запросы, по которым он будет продвигаться. На основании этого выстраивается стратегия продвижения.
3. Работа с семантикой. Огромный пласт работы: сначала специалист составляет семантическое ядро, потом кластеризует запросы и на них основе дает советы по оптимизации структуры сайта. Например, если в процессе составления СЯ выяснилось, что пользователей можно охватить по запросу “купить зеленый холодильник” — надо срочно делать страницу под такой запрос, чтобы не потерять ни одного возможного посетителя.
4. Рекомендации по оптимизации контента. Нужно в соответствии с семантикой проработать метатеги, заголовки, оптимизировать изображения. И самое главное — следить, чтобы контент отвечал интенту (намерению) пользователя, то есть текст в полной мере отвечал на его запрос. SEO-специалист дает такие рекомендации вебмастеру и копирайтерам в виде ТЗ.
5. Техническая оптимизация сайта. Если на сайте много технических ошибок, он по умолчанию не оптимизирован. Например:
- много страниц с ошибками, дублей страниц;
- не настроена переадресация;
- нет карты сайта;
- нет микроразметки;
- низкая скорость загрузки;
- плохая навигация;
- нет перелинковки и т.д.
SEO-специалист устраняет эти ошибки.
6. Рекомендации по улучшению коммерческих факторов. Чтобы сайт был не только красивым и оптимизированным, но и продавал, SEO-специалист дает рекомендации по коммерческой составляющей:
- сделать удобные и корректно работающие формы заказа, кнопки СТА;
- выполнить внутреннюю перелинковку;
- для магазинов — настроить систему фильтров и категорий, указать цену, скидку, фото, информацию о наличии товара и т.д.;
- для сайтов услуг — подробно расписать услуги, тарифы, этапы работы, FAQ и т.д.
Лучше прямо сказать об ограничениях, чтобы не обманывать ожидания посетителя
7. Рекомендации по улучшению юзабилити. Специалист советует, как сделать сайт и его разделы более удобными для пользователя. Например, поменять местами блоки контента, добавить подсказки и пояснения, улучшить навигацию и т.д.
8. Внешняя оптимизация. Когда с изнанкой сайта разобрались — нужно продвигать его извне. Для этого SEO-специалист подбирает качественные площадки, где можно разместить ссылки на сайт, тем самым улучшая ссылочный профиль ресурса. В отдельных случаях нужно договориться с представителями площадки о размещении ссылок.
9. Предоставление отчетов. Обычно отчеты готовятся в конце каждого месяца, но можно и по кварталам, чтобы заказчик видел динамику. Мы в Kokoc.com готовим несколько видов отчетов: по техническим работам, по контенту и, конечно, по KPI: позициям, трафику, лидам.
Пример нашего отчета по трафику
10. Дальнейшая доработка. Оптимизировать сайт можно вечно: добавлять нужные разделы и страницы, наполнять блог контентом, находить новые площадки для размещения ссылок, улучшать сниппеты и уменьшать показатели отказов. Если продолжать сотрудничество с SEO-специалистом и после окончания основной оптимизации, он всегда найдет, что улучшить.
Сколько зарабатывает SEO-специалист
Разброс ставок огромен и зависит от следующих основных факторов:
1. Тип сотрудничества. Можно выбрать частного специалиста, можно SEO-агентство. Будьте осторожны: среди фрилансеров много неопытных, а именитые сеошники берут часто еще больше, чем в агентствах.
Еще вариант — взять сотрудника в штат. Но это оправдано, если вы можете обеспечить его постоянной работой. Месячная зарплата SEO-специалиста — в среднем 25-50 000 в регионах и от 80 000 в Москве.
2. Объем работ. Одно дело разовая работа — например, сделать аудит и провести техническую оптимизацию, и другое — комплексное SEO от начала и до конца. За одну услугу фрилансеры берут от 10 000 рублей, комплекс же складывается из всех вышеописанных обязанностей и услуг и вполне может превышать условные 100 000 рублей в месяц. Но может и меньше — у нас в агентстве комплекс начинается от 30 000.
3. Опыт и компетенции. Если речь идет о простой конкретной услуге, можно рискнуть и нанять новичка за недорого. Если нужен квалифицированный профи с сертификатом — лучше раскошелиться и быть уверенным, что сайт будет оптимизирован по всем правилам.
Если вам нужно продвижение сайтов под ключ, обращайтесь в Kokoc.com, и да пребудет с вами сила SEO!